Досуг сайт www.kemerovo-lux.com
...
http://1trm.ru/4ast2.php

Некоторые факты о Сибири (история).


Какими же путями сообщений располагала Сибирь в XIX в. до массового железнодорожного строительства? С 1735 г. действовал Сибирский тракт, проложенный до Нерчинска. Эта дорога вошла в историю по воспоминаниям наших соотечественников, хотя мнения людей очень субъективны. Как же только не называли дорогу. Чехов окрестил поездку по .тракту «казнью египетской». А русский дипломат Ю. Я. Соловьев, возвращаясь из Китая, оставил такие записи, которые убеждают в весьма бурной и неспокойной жизни на главной сибирской дороге Действительно, нерадостные картины рисуют очевидцы.
Хотя, впрочем, эти впечатления могли быть и обманчивыми, особенно для незнакомцев. Дело в том, что не следует забывать чисто эмоционального воздействия, которое оказывает суровая природа малоизвестной дикой страны на любого человека. Условия жизни сделали сибиряка сосредоточенным, молчаливым и угрюмым, поэтому, общаясь с таким человеком весьма грубых нравов и манер, всякий воспитанный великорус, а эмоциональный тем более, видел в ямщике или каком-то ином старожиле в первую очередь разбойника, любителя ночных приключений. Сибиряки же понимали, что разбой далеко не самый удачный и прибыльный промысел в щедром таежном краю, лишь ленивый выходил искать счастье на ночной дороге. Однако случаи нападения на пассажиров, конечно же, были, хотя и не так часто, как могло бы показаться после прочтения иных воспоминаний.

А то, что главная дорога Сибири в XIX в. оставляла желать много лучшего, в этом сомневаться не приходится. Вот какие строки записал П. Тракт к концу XIX в., по существу, пришел в негодность из-за резко возросших перевозок: дорога на отдельных участках работала на пределе своих возможностей, за века была основательно разбита, и это не удивительно, ведь еще в конце XVI столетия царь Федор Иоанович велел «проведать» эту кратчайшую дорогу от г. Соликамска на Верхотурье и Тюмень. Так что за долгие годы службы Сибирский тракт вполне мог стать «казнью египетской».
А по началу дорога работала вполне исправно. С первых дней ее прокладки она задумывалась для непрерывного сообщения с Сибирью. В Верхотурье размещалась таможня, куда обязаны были обращаться все без исключения следовавшие в Сибирь и из Сибири. Эта таможня как бы монополизировала право общения между Европейской и Азиатской Россией. Товары из Москвы сплавлялись по реке до Соликамска, далее сухопутным путем следовали к Верхотурью, проходили таможенный досмотр и потом шли на Тюмень и дальше по рекам в глубь Сибири.










http://1trm.ru/4ast2.php.